В первых абзацах ‘Хатха-йога Прадипики’, одного из самых важных текстов по хатха-йоге, перечислены шесть препятствий практики. ‘Йога погибает от этих шести: переедание, перенапряжение, слишком много разговоров, выполнение ненужных аскез, общение и беспокойство’. Давайте рассмотрим это подробнее.
ПЕРЕЕДАНИЕ
Интересно, что переедание указано в качестве первого препятствия. Сейчас наблюдается одержимость нашей современной культуры питанием: здоровой едой, правильной едой, вегетарианской едой и т.д. Давайте посмотрим на это с йогической точки зрения.
По мере продвижения в практике йоги мы улучшаем наше осознание различных энергий в теле. Одна из этих энергий (очень сильная) - это нисходящая энергия, стимулируемая приемом пищи и пищеварением. С точки зрения йоги, эта функция тела подавляет другие энергии, включая восходящую энергию дыхания.
Вы можете заметить, что чувствуете тяжесть после обильной еды. Кроме того, вам необходимо сходить в туалет. Это затрудняет практику асан и даже медитацию.
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
Избегайте перенапряжения. Это часто упускается из виду, ведь сейчас практика йоги становится все более физической и поощряется прикладывание усилий и выполнение сложных асан. Переутомление относится как к физической, так и к ментальной практике. Цель йоги - это баланс и единство. Поэтому мы ищем средний путь: умеренное напряжение. Когда мы прилагаем много усилий к чему-то, даже если это наша практика йоги, мы на самом деле отдаляемся от нашей цели - равновесия.
БЕСПОКОЙСТВО
Это, пожалуй, самое очевидное из препятствий. Беспокойство проявляется во многих формах: активный ум, легкая рассеянность, суетливое тело, нетерпение, отсутствие настойчивости и т. д. Легко понять, как эти вещи мешают нам продвигаться в нашей практике. Именно поэтому многие начальные практики йоги направлены на устранение беспокойства, развитие внимания и сосредоточенности.
СЛИШКОМ МНОГО ГОВОРИТЬ
В такой внутренне сосредоточенной практике, как йога, любые разговоры (постоянные сложные и многочисленные инструкции, 'правки голосом', образные уточнения преподавателя) являются отвлекающим фактором. Разговоры всегда направлены вовне, они отвлекают ум от его цели - внутреннего осознания.
Конечно, инструкции по правильному выполнению поз присутствовать должны. Но лучше, когда их количество минимально. Мой первый учитель йоги Саймон Борг Оливьер (Simon Borg Olivier, школа YogaSynergy) придерживается мнения, что должно быть не более трех простых и точных голосовых инструкций. Практика Бикрам йоги и Ghosh йога следуют тому же правилу. 'Trust your body intellegence' 'доверяйте интеллекту своего тела' - эта фраза стала крылатой среди преподавателей Бикрам йоги. Знаменитый 'диалог' Бикрама - замечательный пример простых и точных инструкций, выполняя которые, вы все сделаете правильно без перенапряжения ума. Погружаясь в состояние 'медитации в движении'.
Таким образом, наставление 'не говорить слишком много' напоминает нам о необходимости ограничить наши разговоры во время практики йоги, поскольку они направляют ум в сторону, вредную для практики.
ВЫПОЛНЕНИЕ НЕНУЖНЫХ АСКЕЗ
Это наставление связано с наставлением о ‘перенапряжении’. Практикующему не следует слишком увлекаться ритуалами, правилами и доктринами практики йоги. Правила дают руководство и структуру, но легко стать одержимым их исполнением. Если мы не будем осторожны, то очень скоро вся наша практика будет сводиться к выполнению ритуалов и аскез, многочисленных обучений, экспериментам и самокопанию.
Свое тело и работу сознания нужно, безусловно, познавать и открывать для себя. Это самое важное. Но этому процессу можно и нужно учиться по большей части путём самостоятельных наблюдений за своей ежедневной практикой. В тишине и погружении приходит осознание.
Резюме этого пункта: поскольку путь йоги - это путь к равновесию, мы должны остерегаться любого шага в сторону экстремизма, даже во имя ритуала, традиции или контролирования практики извне.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
На первый взгляд, это наставление похоже на наставление о ‘слишком много говорить’. Дословный перевод из 'Хатха йога Парадипики' поясняет: ‘быть в компании простых людей’.
'Сплетни с людьми, обладающими низкой моралью, низменным сознанием и чувственными желаниями, не могут просветить вашу душу, скорее, их негативные вибрации могут повлиять на вас. Социальные ситуации и неуместные разговоры определенно отвлекают ум от [практики йоги]." (Хатха Йога Прадипика)
Это объяснение кажется элитарным, но оно верно. Нам нравится делать вид, что компания и разговоры других практически не влияют на то, кто мы есть и что думаем, но все-таки они оказывают глубокое влияние на наши мысли и действия. Когда мы делаем вид, что эти вещи не имеют значения, это просто потому, что мы придаем чему-то другому - например, вежливости или чужому мнению о нас - большее значение, чем благополучию наших собственных мыслей.