май 12, 2022

Асана и не-асана

Асана и не-асана


Конечная цель практики йоги в глобальном смысле -  понимание истинной природы того, кто мы есть. Цель может показаться абстрактной - как мы можем быть кем-то другим, кроме тех, кем мы являемся? Но это связано с понятием 'эго' и самоидентификацией, которую создает наш ум.

‘Эго’ имеет прямое отношение к началу осознания себя. Почему? ‘Эго’ влияет на нашу возможность и способность познать себя, других людей, а также окружающую реальность. Как? ‘Эго’ - это то, что имеет каждый из нас. Оно формируется внутри человека с момента, когда он начинает понимать слова и способен сформировать симпатии и антипатии. ‘Эго’ состоит из форм и понятий, с которыми мы отождествляем самих себя. Это могут быть любые предпочтения, неприязнь, страхи, желания, надежды, мечты. Позднее - семейные установки и модели поведения. ‘Эго’ взрослеет вместе с нами и развивается. По мере нашей социализации 'эго' начинает обрастать элементами социальных ролей, рода занятий, профессии, навыков и умений. К нему добавляется опыт побед и неудач.

Таким образом, ‘эго’ состоит из множества наших бессознательных самоидентификаций, которые затем создают историю для нас, личность для нас. Эта личность взаимодействует с внешним миром и с нами самими внутри нас. Чаще всего мы не осознаем этого, не задумываемся и не понимаем как и почему это происходит.

Чтобы осознать свою истинную сущность, мы должны и избавиться от ментальных конструкций 'эго' и остаться с нашим глубочайшим 'Я'.

Первым шагом в этом процессе является тело, поскольку мы всегда отождествляем свое 'эго' с телом, его действиями, его умениями. В йоге мы узнаем, что наше тело и его действия пластичны и непостоянны. Поскольку действия и работа тела находятся под контролем более глубокой и осязаемой силы (например, нервно-мышечной стстемы), они не могут быть истинной формой 'Я'.

В йоге мы контролируем тело с помощью асан йоги, чередуя их с неподвижностью. Это особенно четко видно в Бикрам и Ghosh йоге, где после каждой позы следует 10 секундный отдых (стоя или лежа). Чередование усилий и отдыха, действия и бездействия, асаны и не-асаны постепенно учит нас (помимо воздействия на наши мышцы и физиологию) тому, что даже когда мы ничего не делаем, мы все еще остаемся самими собой!

Вы удивитесь, как трудно на самом деле ничего не делать: не ерзать, не поправлять положение, не думать. Наш ум и тело постоянно тянутся к действию, как будто от этого зависит само их существование. Когда мы заставляем тело быть совершенно неподвижным, мы можем столкнуться с чем-то вроде экзистенциального кризиса, опасаясь, что перестанем существовать, если перестанем действовать. Вот почему чередование действия и бездействия - асаны и не-асаны имеет такое глубокое значение. Во многих стилях йоги этот важный момент игнорируется.