Шавасана ('Поза трупа') является основополагающей для современной йоги и считается таковой уже несколько сотен лет. Но 'Поза трупа' возникла не как асана, ее первоначальная версия даже не была технически частью хатха-йоги.
Самые ранние наставления описывают эту практику как часть лайя-йоги или 'йоги растворения', в которой практикующие стремятся к 'растворению ума', т.е. к достижению такого состояния, когда сознание практикующего избавляется от дуальности (двойственности, отделенности) и в конечном итоге объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом). Сущность учения лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.
С момента первого упоминания (12 век) техники лайя-йоги были отделены от хатха-йоги и включают в себя, например, медитацию на пустоту, взгляд на кончик носа и взгляд между бровями. Некоторые из этих техник вы можете узнать в современной йоге, особенно сосредоточенный взгляд, который сейчас принято называть 'дришти'.
Еще одна техника лайя йоги заключается в следующем: 'Считается, что лежание на земле, подобно трупу, является прекрасным способом растворения. Если практиковать в месте, свободном от людей, в расслабленном состоянии, то можно достичь успеха' (из Dattatreya Yoga Shastra). В этом описании вы узнаете практику, которая позже была включена в хатха-йогу и названа Шавасаной.
Несколько сотен лет спустя хатха-йога превратилась в более обширную систему, наполненную внешними техниками, в том числе и из лайя-йоги. К моменту публикации 'Хатха-йога Прадипики' практика лежания на земле и успокоения ума обозначается как асана: 'Лежание на земле, как труп, называется Śava-āsana. Она снимает усталость и дает отдых уму'.
Техника практики похожа на более ранний метод из лайя-йоги, с новым акцентом на физические элементы, такие как усталость, и чуть меньшим акцентом на растворение ума. Поскольку современная культура стала более суматошной и стрессовой, элементы релаксации стали центральными в практике Шавасаны.