По мере того, как я углублялась в изучение классических текстов и практик хатха-йоги, один совет из 'Хатха-йога Прадипики' бросился мне в глаза: 'Ненужные аскезы’ мешают нам на нашем йогическом пути. Я задумалась, какие ‘ненужные аскезы’ мы можем совершать в наше время, и поняла, что ‘выравнивание' в позах может оказаться одной из них.
Урок о ‘ненужных аскеза’ - это урок о том, как не потерять лес за деревьями. Ведь мы можем привязаться к самим практикам (а точнее, к определенным стереотипам, связанным с ними) и потерять из виду главную цель, вплоть до того, что мы продолжаем практику, но она мешает нашему прогрессу. Когда любая практика становится самоцелью, мы должны честно оценить ее, чтобы убедиться, что она приносит нам пользу (в лучшем случае) и не наносит вред (в худшем).
Очень легко зациклиться на 'выравнивании', сосредоточив всю физическую практику йоги только на нем, как будто главная цель - сделать тело и позы 'выровненными'.
Это приводит нас, как всегда, к вопросу: какова цель физической практики йоги? Как 'выравнивание' помогает нам на пути к этой цели?
Без сомнения, на этот вопрос можно найти множество ответов, даже противоречащих друг другу.
Лично для меня цели физической практики: здоровье тела в настоящий момент и в долгосрочной перспективе, устранение неправильных движений и привычек, физическое, энергетическое и психическое равновесие. Более продвинутые физические практики способствуют концентрации и стимулируют нервную систему.
Так как же 'выравнивание' в позах служит этим целям? Или, если у вас другие цели, как 'выравнивание' служит им?
Для большинства из нас и для большинства наших учеников выравнивание жизненно важно для достижения первых нескольких целей: восстановления здоровья и устранения неправильных привычек движения. Правильно используя тело, мы можем пробудить мышцы, которые уснули, устранить их дисбаланс, который развивался десятилетиями, и в идеале, создать лучшие паттерны движения. Это отражается по цепочке на нервной системе, уравновешивая разум и развивая любимую ‘связь разума и тела’.
Слово ‘выравнивание’ может ввести в заблуждение, не в последнюю очередь потому, что оно означает приведение предметов в соответствие, а это совсем не то, как устроено тело. Достижение этих целей в теле не обязательно означает создание более прямых линий или более совершенных углов (зачастую выстраиваемых преподавателями с позиции взаиморасположения основных элементов скелета человека).
Выравнивание - значит использовать тело сбалансированным образом (прежде всего с точки зрения мышечных взаимодействий) и, в идеале, выявлять дисбаланс ваших учеников (опять же в этой области) и корректировать его соответствующим образом.